Categories:

Москва — лучшая в мире по качеству жизни и инфраструктуре. Что это значит?

ООН в рамках своей программы «ООН-Хабитат» опубликовала глобальный рейтинг городов, где проанализировала 29 крупных городов в разных частях света. В качестве главного критерия для выборки городов авторы ставили разнообразие: города должны быть на всех континентах, в странах с разным уровнем развития, экономики, благосостояния, размера населения.

Рейтинг состоит из шести отдельных разделов, каждый из которых состоит из нескольких показателей.

Москва в общем рейтинге заняла третье место, в двух разделах («развитие инфраструктуры» и «качество жизни») и вовсе первое.

Попробуем посмотреть, как нас оценили и проанализировать, что же это означает. Начнём с лучших показателей и закончим худшими.


Infrastructure Development (Развитие инфраструктуры)

Мы в этой части на первых местах по многим показателям, даже единственные в мире, кто попал в высшую категорию (80-100 баллов), но есть и явные провалы.

Москва на первом месте по показателям:

  • Access to Improved Water (%)
  • Improved Sanitation (%)
  • Access to Electricity (%)
  • Physicians Density (per 1,000 people)
  • Internet Access (%)
  • Length of Mass Transport Network (km per million people)
  • Flight Destinations (number of)

То есть у нас лучше всего коммуналка, медицина, связь, внеуличный общественный транспорт и авиация.

Москва не на первом месте, но в ряду лучших по следующим показателям:

  • Traffic Fatalities (per 100,000 people), 5-е место после Лимы, Гонконга, Сингапура и Лондона;
  • Change in Transport Mode (ratio), 5-е место после Гонконга, Сингапура, Лондона, Пекина;
  • Built-Up Area per Capita 2015 (m2 per capita), 4-е место после Парижа, Эр-Рияда и Лондона;
  • Change in Total Built-Up Area per Capita 2000-2015 (%), 4-е место после Бангкока, Нью-Йорка и Гонконга.

По площади застройки наш ненасытный стройкомплекс в ближайшее время явно выведет нас на первые места, можно не сомневаться.

Change in Transport Mode — это соотношение доли пользователей, которые увеличили использование общественного транспорта и средств индивидуальной мобильности (включая ходьбу пешком), и доли тех, кто увеличил использование автотранспорта.

И, наконец, по двум показателям в развитии инфраструктуры у нас явные проблемы.

Главный провал — это Congestion Level, то есть пробки. Здесь мы только на 23-м месте из 29 городов в исследовании.

Второй провал — это… Access to Public Transport, доля поездок на общественном транспорте в общем числе поездок на транспорте. Тут тоже всё печально: только 10-е место. Лучше Москвы общественный транспорт развит в Гонконге, Мадриде, Париже, Лондоне, Сингапуре, Боготе, Сантьяго, Сан-Паулу и Буэнос-Айресе.

С транспортом у нас всё по-прежнему плохо: пробки, неразвитость общественного транспорта (кроме метро), высокая смертность на дорогах. Дептранс больше предпочитает закупать красивые новые вагоны, электробусы и автобусы, нежели заниматься строительством инфраструктуры общественного транспорта: про новые трамвайные линии десятилетиями идут только разговоры, а про ремонт существующих трамвайных путей в последние годы и вовсе сложно вспомнить без ужаса. Это как в квартиру купить хорошую мебель и дорогую технику, но стены оставить в облезлых обоях, потому что технику покупать приятнее, чем шпаклевать и красить. Надеюсь со временем фокус внимания будет смещаться от грандиозных строек метро, ж/д и автомагистралей в сторону более локальных проектов по улучшению наземного общественного транспорта.

ЦОДД отдаёт высший приоритет личному автотранспорту в ущерб всем остальным, вместе с ГИБДД они занимаются повышением собираемости штрафов, но не безопасностью на дорогах. Смертность на дорогах может снизить ограничение скорости (явное и/или снижение нештрафуемого порога), но это непопулярная мера, поэтому лучше построим подземный переход, а вдоль улицы поставим заборчик. Смертность это повысит, но галочка поставлена.


Quality of Life (качество жизни)

По качеству жизни даже у мировых лидеров значение индекса довольно низкое, третья категория из семи. Всем есть, куда расти.

Чем же мы впечатлили ООН. У Москвы первое место по показателям:

  • Green Area per Capita (m2/inhabitant)

И всё. У нас больше всего зелени. Видимо, настолько много, что это вытянуло нас на первое место. С чем у нас ещё более-менее неплохо:

  • Museums (number per million people). 2-е место, уступили только Парижу. Думаю, музеев у нас больше, просто население намного больше.
  • Crime Index Rank (rank position). 3-е место после Сингапура и Гонконга.
  • Land Allocated to Open Public Space (share of urban area %). 3-е место после Лондона и Нью-Йорка.
  • Accessibility to Open Public Space (%). 3-е место после Гонконга и Боготы.
  • Accommodation Affordability (% income per night) — доступность проживания. 4-е место после Сиднея, Сингапура и Мадрида.
  • Scientists (number of). 6-е место после Нью-Йорка, Лондона, Сингапура, Шанхая и Сеула.
  • Share of Students in Higher Education (%). 7-е место после Уханя, Эр-Рияда, Сиднея, Боготы, Бангкока и Парижа.
  • Mean Years of Schooling (years) — средняя продолжительность обучения. 8-е место после Нью-Йорка, Торонто, Лондона, Сиднея, Токио, Осаки и Сеула.
  • Science Impact (index score) — влияние науки. 8-е место после Токио, Сеула, Лондона, Пекина, Шанхая, Парижа и Бангкока.
  • Land Allocated to Streets (share of urban area %). 9-е место после Гонконга, Боготы, Осаки, Буэнос-Айреса, Токио, Сингапура, Мадрида и Сан-Паулу.

Аутсайдеры по показателям:

  • Life Expectancy at Birth (years) — ожидаемая продолжительность жизни. 15-е место.
  • Vaccination Coverage (%) — уровень вакцинации (не от ковида, а вообще). 14-е место.
  • Homicide rate (per 100,00 people) — количество убийств. 15-е место.

В целом здесь всё довольно ожидаемо. Продолжительность жизни и уровень убийств у нас высокие как наследие тяжёлых 90-х, здесь показатели плавно улучшаются. Нехватка улиц — это наследие советской городской планировки, когда считалось, что людям незачем ездить на своих машинах. Отмечу, что речь идёт о городских улицах, а не о многополосных автомагистралях, которые у нас сейчас строят в огромном количестве. А вот уровень вакцинации шокирует: достижения советской медицины в этой области за 30 лет сошли на нет. Повторюсь, речь тут не о вакцинации от коронавируса, а о вполне традиционных вакцинах против дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита, туберкулеза, гепатита В и прочих болезней в соответствии с местным планом вакцинации. Вакцины доступны, но население больше верит в астрологию, духов и слепую бабу Нину, чем в медицину. Это жутко…

Какие ещё показатели есть в отчёте.


Governance and Legislation (Управление и законодательство)

  • Ratio of Land Consumption Rate to Population Growth Rate (ratio, 2000-2015) — 1-е место.
  • Local Online Service Index (LOSI, index value) — 5-е место.
  • Days to Start a Business (days) — 18-е место.
  • Voter Turnout (%) — явка избирателей. 23-е место.

ИТОГО: 10-е место.


Productivity (производительность)

  • Unemployment Rate, % (15+ unemployed/labour force 15+). 2-е место после Пекина.
  • City Product per Capita ($ ppp). 5-е место после Нью-Йорка, Сингапура, Парижа и Лондона.
  • Economic Density (GDP $ ppp/ km2 built-up area in core land area). 9-е место.
  • Tech Adoption Rate (%). 21-е место.

ИТОГО: 12-е место.

Здесь сильно удивляет показатель Tech Adoption Rate. Согласно определению рейтинга, «скорость внедрения технологий — это скорость внедрения новых электронных технологий в городе на основе демографических данных. При этом учитывается склонность к загрузке нового приложения или услуги на смарт-устройство». И только 21-е место при том, что у нас сейчас в онлайне практически всё? Очень странно…


Equity and Social Inclusion (Справедливость и социальная интеграция)

  • Affordability of Mass Public Transport (number of trips afforded) — отношение локального ВВП на человека к стоимости поездки на общественном транспорте. 1-е место.
  • Affordability of Non-Massive Public Transport (number of trips afforded). 3-е место после Сингапура и Мадрида.
  • Women in Local Government (%). 11-е место.
  • Urban Transit Price Index — стоимость поездок в общественном транспорте, включая такси. 13-е место.
  • Property Affordability (Price to income ratio) — доступность недвижимости. 16-е место.
  • Gini Coefficient (coefficient) — показатель степени расслоения общества. 18-е место.

ИТОГО: 13-е место.


Environmental Sustainability (Экологическая устойчивость)

  • Natural Protected Areas (%). 6-е место.
  • Wastewater Treatment (%). 7-е место.
  • PM2.5 Concentration (μg/m3) — концентрация мелкодисперсных частиц в воздухе. 8-е место.
  • Waste Generation per Capita (tonnes/year/pers on) (municipal solid waste). 17-е место. Просто море твёрдых бытовых отходов.
  • City Diversion Rate (recycling, %). 23-е место. Повторная переработка в городе почти отсутствует.

ИТОГО: 17-е место.


Москва, определённо, входит в число лучших мировых столиц по многим показателям. Жить в Москве в целом удобно, хотя и довольно дорого. В Москве всё отлично с водой, канализацией, электричеством, Интернетом, внеуличным транспортом, зеленью, культурой, рабочими местами. Неплохо с образованием, наукой и онлайн-сервисами, хотя тут есть, что улучшать. Хуже всего в Москве с пробками, накоплением и переработкой мусора, внедрением технологий (!?), явкой избирателей, расслоением общества и ценами на недвижимость.

Вывод напрашивается парадоксальный и довольно-таки неприятный. Получается, что Москва — это город для молодых и успешных сибаритов, которые наслаждаются комфортной жизнью, не сильно волнуются о здоровье и которых совершенно не заботит политика и будущее своё и своих детей. Можно лить сколько угодно воды, жечь сколько угодно электричества, гулять в парках, вообще не париться о том, куда девается мусор и как работает государство: жизнь прекрасна здесь и сейчас, кого волнует, что будет завтра! Причём, это касается не только Москвы — другие города России стремятся улучшать ровно те же показатели, что и Москва, следуют той же модели. И получается, что воспитывают инфантильное общество, привыкающее к всё более высокому уровню сервиса и не желающего ни о чём думать и не проявлять никакой инициативы.

Согласны?

promo kventz january 1, 2024 00:01 9
Buy for 100 tokens
Привет! Меня зовут Константин. Я фотограф, блогер, SMM, споттер и немножко веб-программист. Интересуюсь транспортом (метро, авиация), строительством, развитием городов, IT, психологией. Больше всего тут разной степени красивости фотографий, например, таких (кликабельно):…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.