?

Log in

No account? Create an account
я-2016

kventz

Журнал пишущего фотографа

Фотографии и мысли


Previous Entry Share Next Entry
я-2012
kventz

Обновлённый «Проспект Мира»

Обновлённый вход в метро
Вестибюль станции «Проспект Мира» Кольцевой линии московского метро открылся вчера после реконструкции и замены эскалаторов. Кое-что изменилось и на станции: появилась новая навигация…



1. Вход в метро и странный лифт. Лифтовый павильон тоже сделали совсем недавно. Со зданием он совершенно не сочетается, облицовка выглядит вообще недоделанной.
Вход в метро и странный лифт


2. 81 год Московскому метрополитену. С шариками, кстати, активно фотографировались.
81 год Московскому метрополитену


3. Обновлённый вход в метро. Его сделали ближе к оригиналу времён постройки, например, вернули скульптуру «Плодородие» Мельниковой (при открытии станция называлась «Ботанический сад»). В то же время так и не восстановлены настенные светильники по бокам от входов, от них остались лишь неровности на стене.
Обновлённый вход в метро


4. Дверь гермозатвора больше не выглядит чуждым элементом. А вот ступеньку после решёток водостока следовало бы как-то выделить — люди постоянно спотыкаются, никак не ожидая наткнуться на изменение уровня пола.
Дверь гермозатвора больше не выглядит чуждым элементом


5. Кассовые павильоны. Стёкла касс мутные, подозреваю, что они электрохромные — могут становиться полностью непрозрачными, если касса закрыта. Разумеется, здесь присутствует новая московская транспортная идентика, к оплате принимаются банковские карты, а тарифное меню выведено на экраны.
Кассовые павильоны


6. Обновлённый вестибюль по современным меркам выглядит несколько тесноватым. Отчасти в этом виновато нагромождение разнообразной техники, в том числе для «безопасности». Хорошо, что хоть интроскоп тут полноразмерный не ленточный, а в виде шкафа-стойки. С «безопасностью» тут всё очень хорошо. Пока один сотрудник «безопасности», стоя спиной к охраняемому объекту, мирно треплется с дежурной, другой занят обсуждением с полицейским, как следует наказать меня за то, что я грубо нарушил (по его мнению) все правила и законы и посмел, о ужас, фотографировать стратегический объект: вестибюль станции, да ещё на такой большой фотоаппарат! А пока все сотрудники «безопасности» увлечены своими занятиями, на станцию можно хоть слона пронести. «Мама, можно я в метро из пистолета постреляю? Можно, сынок, главное — не фотографируй». Полицейский, кстати, был гораздо более адекватен.
Обновлённый вестибюль по современным меркам выглядит несколько тесноватым


7. Вестибюль сделан отлично, прямо заиграл. Кто знает, над эскалаторами не было ли раньше какой-то надписи? Сейчас там просто пустая рамка.
Вестибюль сделан отлично, прямо заиграл


8. На противоположной от касс стене, со стороны выхода, установлены памятные таблички.
На противоположной от касс стене, со стороны выхода, установлены памятные таблички


9. Мозаичное панно работы А. Н. Кузнецова. Эскалаторный наклон размещён немного под углом к вестибюлю, поэтому перспектива получается слегка изломанной.
Мозаичное панно работы А. Н. Кузнецова


10. Четыре эскалатора вместо трёх. Синяя подсветка лично у меня раздражения не вызывает, зелёная была бы не лучше, возможно подошла бы белая. А вот винтажные светильники в сочетании со стальной балюстрадой выглядят странно. Причём, это было понятно ещё по питерским экспериментам, но тут тоже решили наступить на те же грабли. Абсолютно технологичный хайтек и классицизм здесь не сочетаются. Возможно, какое-нибудь негорючее полимерное покрытие под дерево решило бы проблему. Но тут ещё стоит ультрасовременная будка дежурного: мне кажется, что для исторических станций могли бы разработать более подходящий по стилю дизайн. Сделали же это для торговых палаток в городе…
Четыре эскалатора вместо трёх


11. Станция получила новую навигацию. Новая навигация прекрасна. Здесь более крупные форматы, легко читаемые шрифты, использование строчных букв, фиксированные зоны для элементов определённого типа, текстовые блоки сделаны по сетке, а не сплошным списком-месивом. Со временем, когда эта навигация станет массовой, а люди к ней привыкнут, пользоваться будет ещё более удобно: человек заранее будет ожидать увидеть элемент нужного ему типа в привычном месте. То есть ему не нужно будет изучать весь указатель, чтобы найти номер выхода, он подсознательно будет искать его именно в левой части указателя и всегда будет находить его именно там. Впрочем, использование новой навигации именно на этой станции показало и её недостатки. Во-первых, покрытие глянцевое и сильно бликует. Во-вторых, есть явные проблемы с содержимым указателей…
Станция получила новую навигацию


12. Новая навигация лаконична, возможно даже слишком. Указывать только конечную станцию на линии — международная практика, особенно там, где станций на линии слишком много. Вся система навигации в городах построена на знании направления и конкретной станции. Когда вы спрашиваете, как проехать, вам говорят: «Садитесь на поезд в сторону конечной такой-то и доезжаете до станции такой-то». Коротко и ясно. Вы входите на станцию, на указателе написано: до станции такой-то, именно то, что вам и сказали. Вы смело садитесь в поезд и вам не нужно в переходе изучать список из всех 60 станций в поиске нужной. Проблема в том, что это не работает для кольцевых линий: у них нет верха, низа, севера, юга или конечных.
Новая навигация лаконична, возможно даже слишком


13. Это куда? Если тупо применить принцип конечных (следующих) для кольцевой линии, как сделано на «Проспекте Мира», получается полная ерунда: навигация не работает, она просто ничего не указывает, более того, на каждой станции будут свои названия, нет единого термина, чтобы описать движение именно в этом направлении. Здесь нельзя писать «до станции», это ложь: доехать можно до любой станции на Кольце. Единственное, что отличает здесь первый и второй путь — это направление движения. Для автомобилистов более знакомы понятия внешней и внутренней стороны («затор на внешней стороны МКАД от Ясенево до Профсоюзной улицы» — всем понятно). В метро же, думаю, больше подойдут понятия по и против часовой стрелки. Так и нужно указывать, можно даже значок соответствующий разработать. Да, это отход от единого стандарта, но Кольцевая линия — сама по себе отход от стандарта, а кольцевых линий у нас ожидается ещё как минимум две.
Это куда?


14. Куда ведёт этот путь? Здесь получилась настоящая головоломка: Можно пройти на [2] Проспект Мира, а можно на (6) Проспект Мира. Причём, один Проспект Мира у нас Mira Avenue, а другой — Prospekt Mira. Если разбирать логику от обратного, то всё понятно: улицы переводятся, транскрипция станций даётся фонетически. Дальше у нас сверху номер выхода, снизу — номер линии. Пока что это просто забавный пример особенностей русского языка, топонимики и трудностей перевода. Но ради лаконичности создатели полностью отказались не только от слова «Выход», но даже и от пиктограммы, обозначающей выход. Человек, который не знает правила построения этой системы навигации, просто никогда не узнает, как выйти со станции: слова «Выход» здесь просто нет. Это не просто недоработка, это крайне опасная недоработка. Здесь замкнутое пространство, полное опасности, человек испытывает стресс, особенно, если это место ему не знакомо. Человек находится в жутком месте и не может найти отсюда выход. Всё, это приступ клаустрофобии, это паника. В каждом здании, в каждом транспортном средстве каждый метр увешан табличками «Выход». Не стрелками с непонятными цифрами, а конкретными буквами «Выход», которые иногда дублируются значком: стрелкой, выходящей из квадрата. Надпись «Выход / Way out» + пиктограмма обязаны быть на указателях!
Куда ведёт этот путь?

Что ж, вестибюль сделали хорошо, установку большего числа эскалаторов в существующий наклон освоили и без странных конструкций Христича, новая единая московская навигация постепенно входит в нашу жизнь, а все недостатки сравнительно легко устранимы. Если эклектика новых эскалаторов — это всего лишь вопрос вкуса, то указатели на станции — это в том числе вопрос общественной безопасности. Надеюсь, к этому отнесутся серьёзно.

Больше красивых фотографий вестибюля с церемонии открытия можно увидеть в большом фоторепортаже у Тараса (kviten).




Posts from This Journal by “фоторепортажи” Tag

  • Электропоезд метро 81-765/766/767 «Москва»

    14 апреля 2017 года новый тип подвижного состава 81-765/766/767 «Москва» вышел на линию с пассажирами… 1. Два вагона выставлялись осенью…

  • Новогодний слёт Авиатора — 2016

    16 декабря авиаторы и не очень по традиции собрались на ежегодный новогодний слёт Авиатора. В этом году слёт принимал у себя хлебосольный…

  • Кольца или хорды?

    Исторически Москва строилась вокруг крепостных стен и фортификационных сооружений: Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город,…


  • 1
>>> Проблема в том, что это не работает для кольцевых линий: у них нет верха, низа, севера, юга или конечных.

Для кольцевой я бы предложил писать список из 5 станций в эту сторону. А до противоположной станции вроде нигде нет физического смысла ехать :-)

Вот для диаметров с их 20+ станций, список станций плох. Я бы писал "Север | Центр", "Запад | Центр" и т. д.
Это на поверхности люди у нас не знаю, где север, где юг, а на карте метро как правило понимают "север - верх, запад - право" и т.д.

>а на карте метро как правило понимают "север - верх, запад - право" и т.д.
Только на карте метро направление не соответствует реальному.

Реальное направление это азимут что ли? Так зачем такая точность в метро?
Я вот переехал недавно из Ясенева в Медведково — с севера на юг. Всем понятно.
Даже в московской топонимике эти направления отображены (хотя именно в Ясенево и нет, но неважно).

>Реальное направление это азимут что ли?
Да. Более того, на схемах направление может меняться радикально с новой версией схемы. Бутовская линия на схемах то на юг шла, то на восток, то на запад. Калининская шла на север, теперь идёт на юг. Арбатско-Покровская вообще на обоих концах идёт строго на север.

Направление — это не как между отдельными станциями гнется, что вообще неважно. Это глобальное направление линии.
По отношению к кольцевой линии Калининская идёт на восток.
Как её там не гнуть в пути, любая точка линии будет по отношению к кольцевой линии — на востоке. Не на юге, не на севере.

АПЛ тоже выходя из кольца движется на восток и на запад соотв. а уже на концах изгибается.

Кстати, в метро такая схема уже применяется! Только в подкапотной части, не для пассажиров.
Так западный (на местности) вестибюль Ясенево в метро официально называется северным. А восточный — официальной южный. Потому что линия глобально движется так (хоть и локально здесь она движется с запада на восток)

Бутовская куда движется?

На юг конечно же.
Неважны изгибы в пути, важно только направление от кольцевой. Бутовка начинает движение от кольцевой в русле СТЛ, как и последняя — на юг. Уверен, что и вестибюли там зовутся официально северными и южными.

Кто это знает? Бутовцы? А на схеме она идёт строго на запад и нет никакой возможности в метро проверить, куда она там идёт на самом деле.

Направление — не в реальности и не на схеме.
А по отношению к кольцевой.

Именно поэтому в сердце москвича нет определений маршрутов вроде "три станции на север, пересадка на линию 6, через две станции выход дважды направо к автобусной остановке". Есть "давай я тебя встречу в центре станции, а дальше вместе поедем". И назначают они встречу на "Китай-городе". Успехов им, короче.

«"три станции на север, пересадка на линию 6, через две станции выход дважды направо к автобусной остановке"»

Это может быть не частотный сценарий навигации, почему нет.
Только вот это вот:
« Есть "давай я тебя встречу в центре станции, а дальше вместе поедем". И назначают они встречу на "Китай-городе"»

Это вообще не сценарий навигации, а отказ от навигации вообще. Давайте без "я тебя встречу".

Тогда будет скорее всего "три станции до пересадки на рыжую ветку, через две станции выйти, первый вагон из центра, дважды направо к автобусной остановке".

В рамках комментариев к этому посту я уже писал, что было бы недурно, если бы проектировщики навигации набирали тестировщиков своих творений из разных городов. В том числе и из тех, где метро не было и не будет. Просто потому, что люди, ни разу не сталкивавшиеся с большим пассажиропотоком и метрополитеном намного объективнее москвичей в оценке того, насколько эффективны те или иные навигационные решения.

Что до нынешней навигации, я надеюсь на то, что в ближайшее время не будет кардинальных изменений. Чтобы люди могли привыкнуть к символике навигации. И бессознательно соотносить кружочки-квадратики с цифрами с тем направлением, которое им необходимо.

Жаль, что временной регламент объявления станций с пересадками позволяет проговорить только "Станция Киевская, переход на Арб-Покр и Кольцевую линии" без указания направлений до каких станций и без номеров линий. А, может, напротив - это удобнее и только я привередничаю.

>Это вообще не сценарий навигации, а отказ от навигации вообще
Именно. Как раз потому, что проще потратить час и доехать встретить самому, чем доступно объяснить: как доехать. А это показатель. И отнюдь не тупизны объясняющего маршрут.


p.s. Не ждал, наверное, Константин такого холивара у себя в комментах %)

>В рамках комментариев к этому посту я уже писал,
>что было бы недурно, если бы проектировщики навигации
>набирали тестировщиков своих творений из разных городов.
Разумно. Как Лебедев сделал, когда тестировал транслитерацию — брали иностранцев как англоговорящих, так и не англоговорящих и просили произнести написанное. Выбирался тот вариант, который у большинства получался ближе всего к русскому. Пугает только возможная стоимость такого исследования в рамках всего города. Хотя, можно попробовать как-то через волонтёрство…

>p.s. Не ждал, наверное, Константин такого холивара у себя в комментах %)
Втайне надеялся. :)

Извините, но аргумент "лучше встретить" я отказываюсь понимать.
Это всё равно, что в дискуссии об ОТ сказать "всё равно своя машина всегда лучше, поэтому ОТ не нужен".

"Встретить" не лучше, это временные потери другого человека. Он на это вообще согласен?

Мы сейчас говорим об одном, только разными словами.
Я не оправдываю то, в каком состоянии пребывает навигация во всём городе(и в метро в частности).

Говоря "проще встретить", я подразумеваю "даже давно живущие в столице люди не настолько хорошо ориентируются в своём городе, чтобы выдавать однозначно понимаемые другими описания маршрутов; и во многом это "вина" тех, кто долгие годы забивал на разработку качественной и доступной навигации".

Ок, скажу даже только за себя. Мне в сотню раз удобнее попросить человека описать"где он находится" и никуда не уходить с этого места, чем объяснить как проехать туда, куда мы собирались поехать вместе. Особенно если этот человек - иногородний.

И всё сказаное в комментах выше не подразумевало "возьмите такси, и пусть таксист думает об оптимальном маршруте".

  • 1