я-2016

kventz

Журнал пишущего фотографа

Фотографии и мысли


Previous Entry Share Next Entry
я-2012
kventz

Обновлённый «Проспект Мира»

Обновлённый вход в метро
Вестибюль станции «Проспект Мира» Кольцевой линии московского метро открылся вчера после реконструкции и замены эскалаторов. Кое-что изменилось и на станции: появилась новая навигация…



1. Вход в метро и странный лифт. Лифтовый павильон тоже сделали совсем недавно. Со зданием он совершенно не сочетается, облицовка выглядит вообще недоделанной.
Вход в метро и странный лифт


2. 81 год Московскому метрополитену. С шариками, кстати, активно фотографировались.
81 год Московскому метрополитену


3. Обновлённый вход в метро. Его сделали ближе к оригиналу времён постройки, например, вернули скульптуру «Плодородие» Мельниковой (при открытии станция называлась «Ботанический сад»). В то же время так и не восстановлены настенные светильники по бокам от входов, от них остались лишь неровности на стене.
Обновлённый вход в метро


4. Дверь гермозатвора больше не выглядит чуждым элементом. А вот ступеньку после решёток водостока следовало бы как-то выделить — люди постоянно спотыкаются, никак не ожидая наткнуться на изменение уровня пола.
Дверь гермозатвора больше не выглядит чуждым элементом


5. Кассовые павильоны. Стёкла касс мутные, подозреваю, что они электрохромные — могут становиться полностью непрозрачными, если касса закрыта. Разумеется, здесь присутствует новая московская транспортная идентика, к оплате принимаются банковские карты, а тарифное меню выведено на экраны.
Кассовые павильоны


6. Обновлённый вестибюль по современным меркам выглядит несколько тесноватым. Отчасти в этом виновато нагромождение разнообразной техники, в том числе для «безопасности». Хорошо, что хоть интроскоп тут полноразмерный не ленточный, а в виде шкафа-стойки. С «безопасностью» тут всё очень хорошо. Пока один сотрудник «безопасности», стоя спиной к охраняемому объекту, мирно треплется с дежурной, другой занят обсуждением с полицейским, как следует наказать меня за то, что я грубо нарушил (по его мнению) все правила и законы и посмел, о ужас, фотографировать стратегический объект: вестибюль станции, да ещё на такой большой фотоаппарат! А пока все сотрудники «безопасности» увлечены своими занятиями, на станцию можно хоть слона пронести. «Мама, можно я в метро из пистолета постреляю? Можно, сынок, главное — не фотографируй». Полицейский, кстати, был гораздо более адекватен.
Обновлённый вестибюль по современным меркам выглядит несколько тесноватым


7. Вестибюль сделан отлично, прямо заиграл. Кто знает, над эскалаторами не было ли раньше какой-то надписи? Сейчас там просто пустая рамка.
Вестибюль сделан отлично, прямо заиграл


8. На противоположной от касс стене, со стороны выхода, установлены памятные таблички.
На противоположной от касс стене, со стороны выхода, установлены памятные таблички


9. Мозаичное панно работы А. Н. Кузнецова. Эскалаторный наклон размещён немного под углом к вестибюлю, поэтому перспектива получается слегка изломанной.
Мозаичное панно работы А. Н. Кузнецова


10. Четыре эскалатора вместо трёх. Синяя подсветка лично у меня раздражения не вызывает, зелёная была бы не лучше, возможно подошла бы белая. А вот винтажные светильники в сочетании со стальной балюстрадой выглядят странно. Причём, это было понятно ещё по питерским экспериментам, но тут тоже решили наступить на те же грабли. Абсолютно технологичный хайтек и классицизм здесь не сочетаются. Возможно, какое-нибудь негорючее полимерное покрытие под дерево решило бы проблему. Но тут ещё стоит ультрасовременная будка дежурного: мне кажется, что для исторических станций могли бы разработать более подходящий по стилю дизайн. Сделали же это для торговых палаток в городе…
Четыре эскалатора вместо трёх


11. Станция получила новую навигацию. Новая навигация прекрасна. Здесь более крупные форматы, легко читаемые шрифты, использование строчных букв, фиксированные зоны для элементов определённого типа, текстовые блоки сделаны по сетке, а не сплошным списком-месивом. Со временем, когда эта навигация станет массовой, а люди к ней привыкнут, пользоваться будет ещё более удобно: человек заранее будет ожидать увидеть элемент нужного ему типа в привычном месте. То есть ему не нужно будет изучать весь указатель, чтобы найти номер выхода, он подсознательно будет искать его именно в левой части указателя и всегда будет находить его именно там. Впрочем, использование новой навигации именно на этой станции показало и её недостатки. Во-первых, покрытие глянцевое и сильно бликует. Во-вторых, есть явные проблемы с содержимым указателей…
Станция получила новую навигацию


12. Новая навигация лаконична, возможно даже слишком. Указывать только конечную станцию на линии — международная практика, особенно там, где станций на линии слишком много. Вся система навигации в городах построена на знании направления и конкретной станции. Когда вы спрашиваете, как проехать, вам говорят: «Садитесь на поезд в сторону конечной такой-то и доезжаете до станции такой-то». Коротко и ясно. Вы входите на станцию, на указателе написано: до станции такой-то, именно то, что вам и сказали. Вы смело садитесь в поезд и вам не нужно в переходе изучать список из всех 60 станций в поиске нужной. Проблема в том, что это не работает для кольцевых линий: у них нет верха, низа, севера, юга или конечных.
Новая навигация лаконична, возможно даже слишком


13. Это куда? Если тупо применить принцип конечных (следующих) для кольцевой линии, как сделано на «Проспекте Мира», получается полная ерунда: навигация не работает, она просто ничего не указывает, более того, на каждой станции будут свои названия, нет единого термина, чтобы описать движение именно в этом направлении. Здесь нельзя писать «до станции», это ложь: доехать можно до любой станции на Кольце. Единственное, что отличает здесь первый и второй путь — это направление движения. Для автомобилистов более знакомы понятия внешней и внутренней стороны («затор на внешней стороны МКАД от Ясенево до Профсоюзной улицы» — всем понятно). В метро же, думаю, больше подойдут понятия по и против часовой стрелки. Так и нужно указывать, можно даже значок соответствующий разработать. Да, это отход от единого стандарта, но Кольцевая линия — сама по себе отход от стандарта, а кольцевых линий у нас ожидается ещё как минимум две.
Это куда?


14. Куда ведёт этот путь? Здесь получилась настоящая головоломка: Можно пройти на [2] Проспект Мира, а можно на (6) Проспект Мира. Причём, один Проспект Мира у нас Mira Avenue, а другой — Prospekt Mira. Если разбирать логику от обратного, то всё понятно: улицы переводятся, транскрипция станций даётся фонетически. Дальше у нас сверху номер выхода, снизу — номер линии. Пока что это просто забавный пример особенностей русского языка, топонимики и трудностей перевода. Но ради лаконичности создатели полностью отказались не только от слова «Выход», но даже и от пиктограммы, обозначающей выход. Человек, который не знает правила построения этой системы навигации, просто никогда не узнает, как выйти со станции: слова «Выход» здесь просто нет. Это не просто недоработка, это крайне опасная недоработка. Здесь замкнутое пространство, полное опасности, человек испытывает стресс, особенно, если это место ему не знакомо. Человек находится в жутком месте и не может найти отсюда выход. Всё, это приступ клаустрофобии, это паника. В каждом здании, в каждом транспортном средстве каждый метр увешан табличками «Выход». Не стрелками с непонятными цифрами, а конкретными буквами «Выход», которые иногда дублируются значком: стрелкой, выходящей из квадрата. Надпись «Выход / Way out» + пиктограмма обязаны быть на указателях!
Куда ведёт этот путь?

Что ж, вестибюль сделали хорошо, установку большего числа эскалаторов в существующий наклон освоили и без странных конструкций Христича, новая единая московская навигация постепенно входит в нашу жизнь, а все недостатки сравнительно легко устранимы. Если эклектика новых эскалаторов — это всего лишь вопрос вкуса, то указатели на станции — это в том числе вопрос общественной безопасности. Надеюсь, к этому отнесутся серьёзно.

Больше красивых фотографий вестибюля с церемонии открытия можно увидеть в большом фоторепортаже у Тараса (kviten).




Posts from This Journal by “фоторепортажи” Tag


  • 1
1) Скульптор - женщина (Мельникова, а не Мельников)
2) Достоверных данных, что над эскалатором в рамке что-то было, нет, так что додумывать не стали (а вообще напрашивается год открытия, как на фасаде вестибюля).
3) Навигация идиотская
4) О каждом недопонимании при фотосъёмке стоит составлять обращения на транспортном портале. Всё же ситуация далека от идеала, ту же Черкизовскую отснял без инцидентов, хотя полиция проявила интерес к тому, что я снимаю.

>1) Скульптор - женщина (Мельникова, а не Мельников)
Спасибо, поправил.

>4) О каждом недопонимании при фотосъёмке
Раньше запрещала полиция и дежурные по станции, теперь добавилась целая армия охранников. С этими бороться бесполезно — их тысячи и они постоянно меняются.

Да, по/против часовой - тоже не вариант. Вот пришёл я с КРЛ, Таганская - она по или против часовой? Опять схему курить?

Да, на станции ещё не хватает настенного указателя со списком станций данного направления — это важный элемент системы навигации. Его вешают на стену непосредственно при выходе на платформу направления: на стене можно повесить указатель гораздо большего формата.

Здорово, что с открытия станции есть не только обезличенно-позитивные репортажи, но конструктивная критика.

Нелепый павильон с лифтом перед входом в метро, не могу не согласиться. Сделан словно его строили со словами "ещё и это делать, <мат>!"

Порожек у гермоворот сделали, чтобы снег и вода с улицы не тащились в зону турникетов и эскалаторов? Молодцы! Теперь можно снег вообще не убирать. Каждый второй упавший унесёт грязную лужу на себе.

Правильно ли я понимаю, что круглое табло со схемой всего метрополитена висит сразу за турникетами? То есть в час пик каждый, кто остановится посмотреть схему - создаст неудобства прошедшим за турникеты? Для кого схема? Для красоты, чтобы было?
Тот же вопрос по месту колонны экстренного вызова.

Зачем??Зачем совмещать деревянные светильники с металлом, подсвеченным синим? Это же как салоны первых китайских автомобилей: пластик под дерево, окантованный алюминием на какбэ кожаных вставках.

>Нелепый павильон с лифтом перед входом в метро, не могу не согласиться.
Гормост он такой, непредсказуемый…

>Порожек у гермоворот сделали, чтобы снег и вода с улицы не тащились в зону турникетов и эскалаторов?
Нет, порожек у гермоворот образовался из-за гермоворот.

>Правильно ли я понимаю, что круглое табло со схемой всего метрополитена висит сразу за турникетами?
Да, ближе к краю, где стоящий бы не мешал входящим.

>Тот же вопрос по месту колонны экстренного вызова.
А она стоит уже там, где полно места.

>Зачем совмещать деревянные светильники с металлом, подсвеченным синим?
Такой вот питерский дизайн. Народ много критиковал за то, что эскалаторы выглядят слишком современными на старых станциях и что круглые лампы-шарики гораздо теплее и ламповее современных светильников. «Ну вот вам винтажные лампы-шарики, как и просили. Снова недовольны? Вы сами не знаете, чего хотите, на вас не угодишь!». С. Михалков: «Слон-живописец».

По новой навигации у меня вопрос (не к вам, разумеется, а к создателям и заказчикам навигации, которые вас читают).

Для кого этот мелкий шрифт на указателях под потолком? Для людей со 100% зрением и так знающим, куда они идут и не пользующихся навигацией?
Какого <> делать указатели над головой в зоне схода с эскалаторов? Чтобы сходящие с лестницы утыкались в читающих?

По ощущениям, указатели тестят на тех, кто ориентируется в нашем метро и более-менее представляет, что будет указано на табличках.

>Какого <> делать указатели над головой в зоне схода с эскалаторов?
Указатель не в зоне схода с эскалатора висит, он гораздо дальше эскалатора.

Совершенно непонятно, из каких соображений на новых указателях используется слово «станция». Там, где оно в принципе может быть нужно (разграничение Проспекта Мира-улицы и «Проспекта Мира» — станции линии 6), его нет. Но на табличках с направлениями Кольцевой линии оно зачем-то появляется, хотя его вполне можно было и не использовать, оставив вместо формулировки «До станции Новослободская» более лаконичную и менее запутывающую «К Новослободской» (впрочем, тоже не решающую фундаментальной проблемы ориентации на кольце).

С это проблемой, конечно, надо что-то делать. Грустно видеть, что команда Дептранса, больше двух лет работающая над новой системой навигации, вместе со всеми их привлеченнными именитыми зарубежными специалистами и консультантами, придумать ничего не смогла. Вообще, то, что происходит с указателями в метро, наводит на мысли о саботаже программы: нет линейных указателей на колоннах/пилонах (кроме экспериментальных на «Театральной»), отказались от линейных схем при переходе/входе на станцию (такие сначала повесили в «Текстильщиках» и на «Кузнецком Мосту» при переходе с «Лубянки»), не переводятся в новую систему схемы линий на путевых стенах (кроме «Технопарка» с его картонками), рядом с номерами выходов исчезло слово «Выход» (на том же «Кузнецком мосту» оно используется), размерность второстепенных надписей на грани издевательства. Как будто в навигационной группе дикая текучка ключевых кадров, и каждый новый пришедший специалист не успевает изучить предыдущих наработок.

Сложность же с указаниями направлений «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» в том, что они громоздкие и не мегаинтуитивные («стрелка? что за стрелка?»). Их можно кодировать значками, но это еще один символ в дополнение к номерам линий и номерам выходов, и незнакомого с системой пользователя он с большой долей вероятности будет ставить в тупик. А понятные автомобилисту варианты «внешнее кольцо» и «внутреннее кольцо» грозят путаницей после ввода Второй кольцевой и ТПК (который, видимо, переименуют в Третью кольцевую).

Извините за эту простыню, просто очень сердце болит именно за этот проект навигации, который сначала выглядел классно, а сейчас внедряется непоследовательно, обрывочно и со странными переделками. В Нью-Йорке похожая история была в 1970-х, когда Массимо Виньелли в Unimark разработал клевый NYCTA Graphics Standards Manual, а потом в течение десятилетия с навигацией творилось чёрт-те что из-за перетасовок транспортных менеджеров и подрядчиков.

Edited at 2016-05-18 05:51 am (UTC)

Интересный комментарий. Чем больше смотрю на новую навигацию, тем больше хочется посмотреть, как же выглядит гайдлайн полностью. Если он, конечно, вообще есть в какой-то итоговой форме, а не представляет собой постоянно и хаотично меняющийся текст.

>отказались от линейных схем при переходе/входе на станцию
Это самая большая загадка, это же неотъемлемая составная часть системы координат «направление + станция назначения».

>большой долей вероятности будет ставить в тупик
Не считывается?


>А понятные автомобилисту варианты «внешнее кольцо» и «внутреннее кольцо»
Внешняя сторона и внутренняя сторона. Это автомобилистам понятно. Но это им понятно, потому что они точно знают, что движение на улицах у нас правостороннее и точно знают, куда едет внешняя, а куда — внутренняя сторона. Пассажиры метро не обязаны знать, что у нас правостороннее движение, умом-то они это знают, но на уровне ощущений это совершенно необязательно.

Уж лучше такой эскалатор, хоть с каким-то элементом старины, чем полностью хай-течный эскалатор на сталинской станции.
А вообще давно бы руки поотрывать им всем за эти стальные баллюстрады. Неужели сложно оформлять эскалаторы теми же материалами, какими они и раньше оформлялись? Эти серые баллюстрады дико портят весь вид и всю атмосферу эпохи.

>>Неужели сложно оформлять эскалаторы теми же материалами

Обновленные противопожарные нормы не позволяют. А с качественной имитацией, очевидно, не хотят заморачиваться.

>>> Обновлённый вестибюль по современным меркам выглядит несколько тесноватым.

Это очень мягкое определение. Входы в метро сейчас вообще укрепрайон напоминают. Враг не пройдёт!

>>> Куда ведёт этот путь? Здесь получилась настоящая головоломка: Можно пройти на [2] Проспект Мира, а можно на (6) Проспект Мира.

Я давно над этим дублированием задумывался. Кажется, выходы стоило именовать A, B, C..., а не 1, 2, 3... А то действительно путаница с номерами линий. Латиница, думаю, проблем не вызовет, её 5 классе проходят на уроке математики или геометрии.

Буквы глобально проблему не решат: всё равно непонятно, что значат эти буквы в квадратиках и что это вообще за квадратики. Другой вид транспорта? Линия B железной дороги?

>>> Проблема в том, что это не работает для кольцевых линий: у них нет верха, низа, севера, юга или конечных.

Для кольцевой я бы предложил писать список из 5 станций в эту сторону. А до противоположной станции вроде нигде нет физического смысла ехать :-)

Вот для диаметров с их 20+ станций, список станций плох. Я бы писал "Север | Центр", "Запад | Центр" и т. д.
Это на поверхности люди у нас не знаю, где север, где юг, а на карте метро как правило понимают "север - верх, запад - право" и т.д.

>а на карте метро как правило понимают "север - верх, запад - право" и т.д.
Только на карте метро направление не соответствует реальному.

Обновлённый «Проспект Мира»

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в своей записи «Обновлённый «Проспект Мира»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Обновлённый «Проспект Мира» [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account