KVentz (kventz) wrote,
KVentz
kventz

Category:

Поколение потребителей

Общество потребителей

«Советская система образования
воспитывала творцов. Наша же задача —
воспитать квалифицированных потребителей».

Приписывается
Министру образования РФ А. А. Фурсенко


Не секрет, что в прошлом году я снова пошёл учиться, на этот раз на PR. Так вышло, что второго высшего в моём университете на этой специальности не оказалось и я пошёл на вечернее отделение с только что закончившими школу первокурсниками. Поскольку программа у меня особая, то я хожу на занятия с разными группами и первого, и второго, реже третьего курса. Поэтому спустя почти год я у меня уже сложилось определённое мнение об этом поколении.

На первый взгляд они ничем не отличаются от более старших в их возрасте. Есть умные, начитанные и образованные, есть не очень. Есть трудолюбивые и старательные, есть ленивые. Все эмоциональные, многие с трудом могут связно сформулировать свои мысли. Все списывают. Всё, как всегда.

Но я подметил одну очень неприятную черту, которая носит буквально массовый характер.

Это определённая развязность и неуважительное отношение к преподавателю. Не обычное непризнание авторитетов, которым, как ветрянкой болеют по разу почти все и чем в более позднем возрасте, тем тяжелее. Нет, тут другое.

Сегодня считается нормальным на лекции разговаривать с соседом в голос даже после десяти замечаний преподавателя. Можно даже сесть на стул задом наперёд и общаться с соседом за следующим столом… Ага спиной к преподавателю. И очень удивиться, когда преподаватель почему-то делает замечание, причём считается нормальным и естественным огрызнуться в ответ и спокойно продолжить своё общение дальше. Или преподаватель вызывает к доске читать эссе. Потом анализирует, делает замечания, часто довольно резкие. Почти все, кто получал такие замечания, уходя через плечо огрызались и вставляли какие-то хамские реплики, причём громко, чтобы все слышали. И это не единичные случаи, в потоке было больше 100 студентов с двух курсов. То есть это новая норма поведения и отношения к преподавателю.

Всё пытался понять, с чем это связано. Все стали обычными невоспитанными хамами? Но это странно, ведь родители у них воспитывались в другое время и так или иначе всё же прививали своим детям какие-то основы норм поведения. Так бы думал я и раньше, если бы не произошедшие на прошлой неделе события, которые на первый взгляд никак не связаны с тем, что я написал выше.

В прошлое воскресенье мы с коллегами по администрации проекта «Наш транспорт» проводили «Метроориентирование» — игру на знание метрополитена, его истории и истории города. Придумали вопросы и маршруты, скинулись на половину призов и чтобы всё напечатать, уговорили метрополитен помочь со второй половиной — фотоальбомами, сувенирами и главным призом — экскурсией для победителей на один из объектов метрополитена. В целом, ничего не обычного, нам нравится это организовывать, и на игру всегда приходят люди, которые, судя по эмоциям, тоже получают удовольствие от происходящего. Правда, проводим мы игру довольно редко, прошлая московская была аж в 2013 году, зато это не становится рутиной и сохраняет определённую новизну.

Большинство участников приходит ради интереса, ради самой игры, а не ради призов, которые носят более-менее символический характер. Конечно бывали единичные случаи, когда человек интересовался, что он получит за участие и разочаровывался, что ни квартиры, ни машины ему не будет. Но это были разовые исключения. Игра интересна своим азартом, а призы — просто приятное дополнение к игре, хотя мы и стараемся сделать их весомее.

Но в этот раз кое что изменилось и это меня поначалу сильно удивило и даже расстроило. В этот раз никто не писал отзывы об игре и была только одна благодарность за организацию, предваряющая вопрос, когда будут выложены фотки. Впрочем, справедливости ради, эта благодарность выглядит абсолютно искренне и я очень признателен автору за неё.

Тем не менее, сообщения по итогам игры были. В основном вопросы: когда будут фотографии, когда будут опубликованы итоги и задания, когда состоится обещанная экскурсия и… какие объекты для проведения экскурсии предлагаются победителям на выбор. Признаюсь честно, последний вопрос меня нокаутировал на полчаса, не меньше, тем более, что я меньше всего ожидал такого вопроса именно от того участника, который его задал.

Что объединяет поведение студентов-первокурсников и реакцию на прошедшую игру? Кажется, я нашёл ответ: это проявление потребительского отношения. То, что так возмущало и возмущает старое поколение и что стало сегодня единственной нормой жизни, правильность которой оспаривается всё реже.

Студент — потребитель образовательных услуг (и это совершенно официальное определение), а преподаватель, стало быть, обслуживающий студента персонал. Если от продавцов, официантов или горничных требуется подчинение, вежливость и услужливость, то почему тоже самое не применить к преподавателю? Отсюда и резкая реакция студентов-потребителей на замечания преподавателя: да как смеет обслуживающий персонал повышать голос на клиента.

Тоже самое и с игрой. Она воспринимается как некая услуга, которой воспользовались участники. Поэтому совершенно естественно, что потребители хотят знать все параметры этой услуги, что она даёт, чем может быть им полезна и когда всё это будет предоставлено. Потребитель сдал пальто в химчистку и понятно, что он не будет полчаса рассыпаться в благодарностях за эту предоставленную ему возможность, а потом восторженно рассказывать везде о том, что ему удалось это сделать — это было бы странно.

Причём все эти потребители — не какие-то злобные монстры, а прекрасные, добрые, отзывчивые, щедрые, культурные и воспитанные в конце концов люди. Хорошие соседи, надёжные коллеги, преданные друзья. Просто уже привыкли относиться ко всему… потребительски. Похоже, что задача, поставленная в эпиграфе, успешно выполнена, и мы все живём уже в новом обществе. Мне от этого как-то неуютно. А Вам? Если не лениво — напишите в комментариях.

Tags: мысли, тексты
Subscribe

Posts from This Journal “мысли” Tag

  • Пропавший третий том

    Со своими старыми друзьями как-то оказались в книжном магазине. Это был магазин самообслуживания, где среди столов и стеллажей бродили люди, кто-то…

  • Брак и любовь

    Брак — это когда вы всегда делаете то, чего хочет ваша половина. Любовь — это когда вы от этого счастливы.

  • В электричках появится парфюмерная полиция?

    Минтранс России предложил поправки в «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом». Поправок в законопроекте…

promo kventz august 29, 2016 11:21 4
Buy for 100 tokens
25 августа состоялся очередной Метрофест — научно-популярный фестиваль о прошлом, настоящем и будущем московского метрополитена. На этот раз темой дня стали новые транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) Москвы. 1. Ведущий вечера — Александр Попов (Russos). Модератором мероприятия выступил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments