я-2016

kventz

Журнал пишущего фотографа

Фотографии и мысли


Previous Entry Share Next Entry
я-2012
kventz

London Underground

Надеюсь, вы осилите этот пост целиком. Если не дочитали до конца с первого раза — вернитесь, пожалуйста ещё раз. Я старался рассказать как можно более подробно и ничего не упустить. Надеюсь, вам понравится.

В прошлый раз мы остановились на входе в метро. Входы в метро в Лондоне обозначены всем известным красным кругом с названием станции поперёк него. Впрочем, так обозначается не только вход в метро, но и весь остальной транспорт. Дело в том, что весь городской общественный транспорт Лондона управляется единой государственной компанией — Transport for London (TfL), чьей эмблемой как раз и является этот символ — roundel:



Лондонцев как-то вообще не смущает скрещение Большого театра с макаронной фабрикой метрополитена с автобусами или даже с водным транспортом. Поэтому общественный транспорт в Лондоне един и это заметно по всему.


Билетный автомат на входе в метро

Ближайшая к нам станция Camden Town работала только на выход (это вообще нормальное явление для London tube), поэтому мы дотопали до следующей Mornington Crescent (линия Northern), благо станции натыканы часто. На входе в метро стоят потрёпанные автоматы по продаже билетов с тачскрином. Можно выбрать тариф, если вы с ними знакомы, а можно просто попросить билет между двумя станциями.

Если кто ещё не знает — оплата в Лондонском метро зонная. Существует 10 зон, впрочем в последних находятся буквально несколько станций. К слову, аэропорт Хитроу, до которого дотягивается метро — всего лишь в шестой зоне. Большинство туристичских объектов находится в пределах первой и второй зон. Наша гостиница, район которой выглядит, как пригород — во второй зоне.

Билет нужно прокатывать как при входе, так и при выходе со станции. Если потеряли в дороге — крупный штраф.

С 2 января 2010 года в Лондоне были повышены цены на проезд в городском транспорте. Так, например, одна поездка на автобусе возросла с £1 до £1.20, на 20 %, между прочим. И это при том, что инфляции в Англии по сравнению с нами практически нет. Так что нытики по поводу того, что цены растут только в России, могут заткнуться и тихонько постанывать в уголке. Кстати, НДС, а с ним и все цены вообще, там сейчас тоже вырос на несколько процентов.

Если бы мы решили не пройтись пешком, а проехаться между двумя соседними станциями, то одна поездка нам обошлась бы сейчас в £3.50 — 170 рублей с копейками. Для каждого. Жаль, сайт не даёт сравнения со старыми ценами. Поездка в соседнюю первую зону — уже £4. К счастью, не для всех цены настолько астрономические. Если вы живёте в Лондоне, то вам просто не обойтись без Oyster card. Кладёте на неё деньги и катаетесь с существенными скидками. Так два вышеуказанных тарифа при наличии Oyster магическим образом опускаются до £1.30 (63,30 р.) и…

А вот «и» уже интереснее. Дело в том, что тарифы в Лондонском метро разные не только по зонам и видам билетов, но и по времени суток! Так вот, тариф между двумя зонами при наличии Oyster card вне часа пик практически ничтожен — какие-то смешные £1.80. Но с понедельника по пятницу с 6:30 до 9:30 и с 16 до 19 — уже £2.30 (112 р.). За одну поездку. В один конец.

Кстати, со второго января отменены проездные на сутки на НОТе и трёхсуточные проездные Travelcard вообще. Поофигевать с лондонских тарифов можно на сайте TfL.


Билет Travelcard на 1 день

А вот и наш билет. Покатушки в течение дня (но только не в час пик!) обошлись нам в £5.60 с каждого.


Вестибюль станции Mornington Crescent

Ну, хватит о деньгах, давайте о приятном. На фото выше — вестибюль нашей станции. Метро в Лондоне действительно тёмное, действительно запутанное, действительно большое и старое, но по-своему красивое. Особенно старые линии. Вот это одна из старых станций тех времён, когда инженерные сооружения не делали без красоты и культуры. Всё сугубо утилитарно, но обратите внимание на светильники, на вывеску Assistance справа, на часы (там, видимо, была касса) и на плитку вдоль лестницы. Это реально здорово и это сохраняется. Тем более, что особо больше сохранять на станции нечего.

Сверху висит расписание ближайших поездов. Интервалы, как видно, не запредельные — до 6 минут в сторону одной из вилок.


Лифт на станцию

На станцию спускаемся на лифте, хотя можно и по лестнице. Лифт огромный и двухсторонний — с одной стороны дверь в вестибюль сверху, с другой — к платформам.


Вестибюль из лифта

Кстати говоря, наличие лифтов вовсе не делает станцию доступной для инвалидов: впереди узкие коридоры и лестницы. Вообще, в Лондоне только часть станций приспособлена для инвалидов и единицы (11 из примерно 70) в первой зоне. В основном все станции, приспособленные для инвалидов, находятся на современной Docklands Light Railway на юго-востоке города. Также, только некоторые станции имеют туалеты и пеленальные комнаты.


50 человек разом

Лифт Otis. Вообще, практически все встречавшиеся нам лифты и эскалаторы были именно Otis. Причём, лифт в гостиннице — один в один стандартная московская офисная модель со светом сбоку вдоль панели управления. Глобализация, однако…

Когда двери открываются — видишь стену. И как в классике — налево проход к одной платформе, направо — к другой, прямо… вообще не пройти. smile.gif Нам нужно было направо.


Проход к платформе

Вот такие коридоры — фирменная черта лондонской подземки. Навевает что-то про Алису в стране чудес.


Всё ещё проход

Там будет ещё один поворот, вниз по лестнице и только потом проход к платформе. Кстати, все ступеньки, которые мы видели — металлические. Даже, если всё вокруг в кафеле — на лестнице съёмные металлические ступени. Это особая любовь.


Платформа станции Mornington Crescent

Платформа старого метро — здесь пролезают только старые низкие круглые поезда. Контактный рельс посередине, между ходовыми. На платформе много дерева, хотя пожары в лондонском метро — не редкость. Коммуникации обычно скрыты за фальш-панелями, но они все видны при входе на платформу. Если там поднять голову, то видно хитросплетение кабелей и труб наскоро прикрытое рваной металлической сеткой.


Прибытие поезда

Состав — классика лондонского метро. Как правило, на каждой линии свои составы, особенно на старых. Самые новые составы представлены в прошлом году для линии Victoria. Они заменят самые старые вагоны в метро Лондона, которые были произведены в 1967-1969 годах (!) и были капитально отремонтированы в 1990-1995:

Было:


Будет:


***


Прибытие поезда 2

На фоне звучит незабываемое Mind the gap. Поскольку промежуток между платформой и поездом огромный — звучит предупреждение. На платформе написано тоже самое. Шагать широко нужно не только вперёд, но и вверх: уровень пола вагона значительно выше уровня платформы. Кто-то говорил, что в «Яузах» высоко? В «Яузах» не высоко, вот здесь действительно высоко!


Внутри состава на Northern line

Состав старого габарита действительно настолько тесный, что стоять в полный рост в нём можно только посередине. При этом ничего не видно, потому что окна заканчиваются где-то на уровне груди.


Торец вагона

В торцах вагона узкая дверь — 1/2 обычной, много (для такого микроскопического пространства) поручней и трогательные валики для… скажем так, поясницы. smile.gif

Во всех увиденных нами вагонах обивка сидений тканевая. В целом сборка, особенно старых вагонов, производит впечатление добротности и округлости. Всё гладкое, без углов и выступов. Вандализма и грязи не замечено, хотя видно, что вагоны потрёпаные. Но, самое главное не это. Самое главное — это ти-ши-на. Вагон едет бесшумно. Я не знаю, как они этого добились, но вагон практически не издаёт шума. В самом вагоне одинарные стёкла, вентиляционные решётки естественной вентиляции и никакого рвущего уши шума.

Кстати, распивать спиртные напитки в метро Лондона запретили только 1 января 2008 года. smile.gif


Навигация в вагоне

Из навигации в вагоне присутствует схема линии, по которой едет состав, бегущая строка с указанием следующей станции и часть схемы метро. Со схемой линии всё понятно. Бегущая строка расположена в старых вагонах над сиденьями — поперёк вагона она просто не влезает. Бегущая строка традиционна для Лондона: тусклая и очень медленная. Но никакой рекламы на ней. Только следующая станция. Значок запрета курения висит неспроста: курение было запрещено в метро сравнительно недавно.

Со схемой интереснее. Мало того, что она микроскопических размеров (не обольщайтесь — в больших вагонах она ничуть не больше), так это ещё и только центральная часть схемы метро. Всего, что в центральную часть не укладывается, в вагонах нет вообще — выходите на станции, ищите схему и изучайте. Или носите с собой.


Пересадочная станция Embankment

В тот день нам нужно было сделать пересадку на станции Embankment на линию District. Кстати, номеров линий нет — только названия и цвета. Учите, как хотите. Сама станция — воплощение экономии и функциональности. Ничего лишнего. Потолок в переходе был такой низкий, что я без труда доставал до него руками. Мало того, переход ещё проходит в считанных сантиметрах под путями. Когда сверху поехал поезд, мы подумали, что сейчас здесь всё развалится и упадёт нам на головы. Жёлтая и зелёная полосы на стене станции — это не украшение, это цвета линий, по которым ходят поезда на этой станции. Конкретно — Circle и District.


Подвижной состав на District line

Более современный ПС большого габарита на District Line. Говорите, «Русич» плох, потому что у него нет места для стандартной московской схемы метр на метр? Так вот тут места для схемы нет вообще. Только под рекламу. Под рекламными плакатами — схема текущей линии. А слева и справа можно видеть уголки схем центральной части метрополитена. Такие же микроскопически, как и в старых поездах.

Кстати, в этом составе все двери одинарные — ширину видите. Между вагонами никаких сквозных проходов. Красный рычаг справа от двери — подать сигнал аварии машинисту. Кажется, имеется переговорное устройство. Кнопок или рычагов отключения дверей я тоже не видел.


Указатель на входе на станцию Mansion house

Погуляв по Millenium bridge и Tate gallery, мы снова зашли в метро, но уже на другой станции: Mansion house. На входе висит табличка с указанием того, через какой вход можно попасть к каким станциям или объектам на них. Стена — привет, Беляево. smile.gif Замазан указатель к туалету, которого больше тут нет.

Там на входе были две параллельные лестницы через тонкую стеночку. Мы пошли по правой. Спустившись вниз, я оглядываюсь вправо и вижу… уходящую вправо стену. Параллельная лестница ведёт вообще в другой зал и на другую станцию к другим турникетам. Будьте внимательны!


Be Careful When Doing Something Stupid

На стенах полно рекламы, что при бедности оформления не портит, а наоборот, оживляет общую картину. Местами попадается даже видеореклама, причём такого же плакатного формата. Конкретно этот плакат социальной рекламы меня покорил. Специально для идиотов: как не нужно делать.

Кстати, об идиотах. Я расскажу один случай, свидетелями которого мы были в метро. Случай настолько выдающийся, что я расскажу о нём отдельным постом.


Прибытие поезда 3

Ещё один состав. Не наш. smile.gif


Табло следующего поезда

Табло довольно стильное, на мой взгляд. Причём, говрированный рукав — это чистый дизайн. И здесь тоже видны полосы в цвет проходящих линий.


Help point

А вот это — аналог нашего инфососа. Лондонский Help Point. Отличается от нашего (помимо дизайна) наличием рычага пожарной тревоги. Огнетушители присутствуют не во всех Help Point, просто здесь совпало. Справа от круга — социальная реклама: «Брошенный багаж приводит к задержкам. Держите свой при себе». И никаких схем метро поблизости.


Платформа и дневной свет

Платформа невообразимо кривая, а впереди голубеет дневной свет: там окно на улицу. Во время дождя тут заливает, о чём недвусмысленно ховоряд подтёки на стенах.


Mansion house

Классическая табличка с названием станции. Стандартизирована во всей системе. У нас такая форма, увы, невозможна: кириллица гораздо менее компактна латиницы, а русский язык требует ещё больше пространства, даже, если не брать клинические случаи типа «Улица Академика Янгеля».


Одинарный эскалатор

Одинарных эскалаторов полно. Узкий коридорчик может закончиться таким же узким эскалатором. Назад дроги уже нет. smile.gif Здесь реклама бумажная, а на другом эскалаторе мы видели в том же формате видеорекламу. Причём на одном мориторе было диалоговое окно с ошибкой Windows а на ещё одном — текстовый экран отсутствия загрузочного диска. smile.gif


Переход между станциями

Ещё один клаустрофобный переход. Справа, за перилами виден кусочек ещё одного ходка, но он вовсе необязательно ведёт туда же, куда и левый.


Поезд на Bakerloo Line

А вот и он — пушной зверёк… smile.gif Вагон старой линии и старого габарита. Уже прилично забит, а это ещё не час пик и вообще вроде как выходной. Я не хочу думать о том, что здесь творится в будние дни!

Состав немного постоял на станции. Машинист чётко поставленным спокойным голосом подробно рассказал, что впереди несколько красных светофоров подряд и мы ещё немного постоим потом поедем. Очень человечно и без механически заученного «По техническим причинам отправление поезда задерживается». Трогательная человечность против чёткого исполнения инструкций. Не знаю, что лучше. Наверное, в спокойной обстановке лучше первое, а в нервный час-пик или в чрезвычайной ситуации однозначно второе.

Кстати, чуть не забыл. Время от времени звучит список закрытых линий и станций. Простое их перечисление занимает примерно минуту. Причём, при нас была закрыта целая какая-то линия.

***

Ну что я могу сказать. Лондонское метро достойно изучения хотя бы в силу своего почтенного возраста. Старые линии — это старая добрая Англия, которая почти не тронута современностью. Более новые линии — вообще никакие. На ультрасовременной Docklands мы, увы, не были. Метро тихое, запутанное в своих бесконечных узких переходах и немного пугающее своей клаустрофобностью. Но по-своему толковое. Московское метро лучше. Ему бы только больше станций и меньше шума. И не только архитектура наша сильная сторона. Цените наше метро.

?

Log in

No account? Create an account