я-2016

kventz

Журнал пишущего фотографа

Фотографии и мысли


Previous Entry Share Next Entry
я-2012
kventz

Метрофест 25 февраля. Часть вторая. Современные конкурсы и проекты ст. Нижние Мнёвники и Терехово

Станция «Нижние Мнёвники»
Вторая часть рассказов с очередного «Метрофеста» 25 февраля. Принципы проведения архитектурных конкурсов и подробное описание конкурсных проектов-победителей станций Нижние Мнёвники и Терехово.



Цикл мероприятий «Метрофест», который организует «Мосинжпроект» — это публичные лекции архитекторов, инженеров и урбанистов о развитии рельсового транспорта мегаполиса. Первая часть «Метрофеста» с рассказами главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и историков московского метро Александра Попова и Андрея Сурикова была опубликована на днях, а сегодня представляю продолжение, оставшиеся три выступления, посвящённые уже современным конкурсам на дизайн будущих станций.

На «Метрофесте» были представлены проекты двух станций, которые победили в архитектурном конкурсе, организованном КБ «Стрелка». Надо сказать, что «Стрелка» уже не в первый раз организует подобные конкурсы. Далия Сафиуллина и Михаил Джихвария рассказали о том, как и зачем они проводятся, а также показали некоторые проекты — финалисты.

Технология архитектурного конкурса. Обзор наиболее интересных проектов-финалистов в конкурсе на дизайн станций
Далия Сафиуллина, партнер КБ «Стрелка», Михаил Джихвария, руководитель проектов КБ «Стрелка»

1.



Согласно опросам компании в первую очередь принимают участие в конкурсах для того, чтобы предложить нестандартные решения. Также компании бывают заинтересованы в интересном задании (брифе). Также их привлекает сама возможность заявить о себе. Способы привлечения компаний к участию в конкурсах также просты: увеличение вознаграждения за участие, предоставление рекомендаций не только для проектов-победителей и широкое освещение всех проектов в прессе.

За свою историю КБ «Стрелка» провело уже 14 международных конкурсов. Всего было подано 2480 заявок из 34 стран. Основные принципы проведения конкурсов неизменны: обеспечение прозрачной процедуры проведения конкурса; оценка проектов как заказчиками, так и представителями экспертного сообщества; составление качественного ТЗ с созданием предизайна с учётом строительных норм и правил, а также мнения жителей; проведение качественной технической экспертизы.

Проведение конкурсов позволяет предоставить заказчику наиболее широкий спектр реальных и качественных решений, но помимо этого конкурсы позволяют найти новые таланты и имена. Привлечение новых участников очень важно, потому что молодые студии как правило могут уделять больше внимания своему проекту, чем именитые архитекторы в своих компаниях. Например, если взять всё рабочее время сэра Нормана Фостера и разделить на все проекты, которые реализует Foster and Partners, то получится, что каждый проект может рассчитывать лишь на три минуты внимания главы компании.

Пожалуй, самыми известными конкурсами, которые проводила «Стрелка» были конкурсы на создание общественных пространств, таких как Парк Горького и новый парк в Зарядье. Конкурс на создание парка в Зарядье был особенно интересен, потому что за последние 60 лет в Москве не строилось новых крупных парков, фактически идеи строительства парка приходилось осмысливать заново. Другие направления конкурсов — это конкурсы на создание нестандартных образовательных учреждений, например, «Умная школа» в Иркутске, научных комплексов и объектов культуры.


2.



В 2014 году «Стрелка» выиграла право проведения конкурса на создание проектов станций Солнцево и Новопеределкино. В конкурсном техническом задании были детально прописаны не только технические параметры проектов, но и заданы направления с точки зрения удобства для пассажиров или, к примеру, управления пассажиропотоками. Также особо учитывались условия эксплуатации станций метро, проводились обязательные консультации с эксплуатационниками. Помимо этого, специалисты КБ «Стрелка» проанализировали новейшие мировые тенденции в строительстве метро и посмотрели, какие из них можно применить в Москве. Этот анализ также вошёл в конкурсное задание.

Всего на конкурс было подано 96 заявок. Представленные проекты показывают то, насколько разнообразными могут быть архитектурные решения даже при одинаковых, жёстко заданных технических параметрах.


3.



Создатели проекта-победителя станции Солнцево, архитекторы из Nefaresearch в своей концепции отталкивались от окружения станции и от самого названия. Большое количество дачных посёлков вокруг выразилось в форме наземных павильонов с двухскатными крышами. А солнечное название станции нашло своё отражение в художественном оформлении станции, которая буквально пронизана солнечными лучами, оставляющими яркие блики на поверхностях.


4.



Выполненный в тёмных тонах проект-победитель станции Новопеределкино студии United Riga Architect в какой-то степени контрастирует с Солнцево. Форма колонн была сильно изменена за счёт отделочных материалов. В итоге образовались своды, напоминающие русские палаты, а орнамент на сводах отсылает к славянским узорам. При этом конструкции выполняют роль своеобразных огромных лайтбоксов, создавая мягкое освещение на станции.

В настоящее время оба проекта проходят стадию государственной экспертизы и в ближайшее время можно ожидать начало их непосредственной реализации.


5.



В отличие от Солнцево и Новопеределкино, станции, которые были вынесены на новый конкурс, Терехово и Нижние Мнёвники Третьего пересадочного контура, не могут похвастаться ярким контекстом, от которого могут отталкиваться архитекторы. В каком-то смысле это было и к лучшему — участники были полностью свободны в выборе дизайнерских решений в рамках технического задания. К слову, новый конкурс был более популярен, чем предыдущий: количество заявок увеличилось с 96 до 121 и снова результаты показали огромное разнообразие предлагаемых решений.

О проектах-победителях более подробно расскажут непосредственно их авторы из Архитектурного бюро Тимура Башкаева и BuroMoscow.

Презентация проекта победителя конкурса на дизайн станции «Нижние Мнёвники»
Тимур Башкаев, Татьяна Арсеньева, Архитектурное бюро Тимура Башкаева

6.



Участникам конкурса выдавалось подробное задание. Стоит отметить, что проектируемые станции имеют весьма непривычный для нашей страны вид, они будут построены по испанской технологии компании Bustren. Самой заметной особенностью этих станций являются, конечно же береговые платформы. При этом компоновка станции более сжата в плане по сравнению с традиционными станциями, имеет многоуровневую планировку, а спускающиеся на платформу эскалаторы приходят не в торец станции, как обычно, а практически в центр платформы.


7. Проекты-финалисты конкурса на дизайн станции «Нижние Мнёвники»



Организаторы конкурса просили избегать дословного цитирования уже существующих в московском метро архитектурных стилей, а применить новые, неординарные и инновационные подходы в поиске архитектурных решений, которые отражали бы современные тенденции в проектировании.


8.



Конечно же проектировщики анализировали контекст, в котором находится станция, но явных объектов на поверхности, к которым можно было бы привязаться, фактически нет. Единственное, за что можно было зацепиться — это рыболовецкий промысел, давший название местности, но этот литературный контекст решили не использовать.


9.



Основной идеей стала, как это ни удивительно, сама станция, точнее её необычная пространственная планировка. Архитекторы старались показать новые возможности, которые даёт этот тип станций: пространственный потенциал, крупные формы, высокие конструкции, мощные опоры, береговые платформы.


10.



Основное внимание было посвящено крупным формам, была намеренно выбрана достаточно драматичная цветовая композиция, добавлено театральное освещение.

Помимо этого было решено привлечь внимание к станции не только как к транспортному, но и как к некоему культурному объекту. То есть приоритеты были расставлены следующим образом: транспортный объект — объект, созданный в контексте времени — объект, создающий новые впечатления.


11.



Отдельно нужно сказать о выборе материала для отделки. Достаточно новаторское для нашей страны решение — использование бетона в качестве отделочного материала. При этом можно использовать панели, монолит, конструктивный бетон. Сочетание различных техник открывает самые широкие возможности для полёта фантазии. Не говоря уже о том, что использование бетона в отделке позволяет оптимизировать стоимость отделки станции.

Отдельно стоит отметить. Хоть техническое задание для участников конкурса содержит максимально подробные инструкции, конкурсные проекты ещё не являются окончательными проектами, по которым будет строиться станция, они, скорее, отражают концепцию, видение будущей станции, при этом всегда оставляя пространство для манёвра.


12.



Одной из особенностей испанской композиции являются два атриума, через которые проходит транзит пассажиров из вестибюля по эскалаторам на платформу.


13.



Зрительной идеей проекта стало то, что свободно стоящие опоры в этих атриумах объединены в некие визуальные объекты, которые проектировщики назвали «контробъектами». Круглые стены атриума вместе с квадратным объектом опор создают своеобразную постмодернистскую композицию: с одной стороны происходит конфронтация форм, а с другой — одна форма подчёркивает другую.


14.



На схеме показаны используемые в проекте материалы. Колоссальной площади потолок остаётся в конструктивном бетоне с дополнительной обработкой. Большая высота потолка позволяет скрыть какие-либо неровности и недостатки поверхности, оставшиеся после обработки. В то же время те поверхности, которые находятся в непосредственном контакте с пассажиром, прорабатываются максимально качественно. Используются бетонные панели с дополнительным покрытием (пропиткой или стеклом).


15.



Павильоны имеют простую, минималистичную форму.


16.



Особенностью проекта является объединение павильона с лестничным сходом и лифтового павильона в единый цельный объект. При этом высокий (порядка 9 метров) лифтовой павильон служит своеобразным маяком в городской среде. Можно нанести на них некую маркировку, например нумерацию выходов, то это позволит дополнить существующую городскую навигацию.


17.



В точке принятия решения, где человек, выходя со станции, решает куда ему пойти, он ориентируется не только на указатель объектов, но и на цифры.


18.



В месте, где подземный переход вливается непосредственно в вестибюль станции, организуется общественное пространство с архитектурной навигацией, указывающей на места для ожидания, банкоматы, вендинговые аппараты и так далее.


19.



Далее идёт вестибюль, который функционально и визуально разделён на две части. Первая часть — это часть до турникетов, где располагается кассовый блок, охрана, зона досмотра. Это зона, которая требует максимальной концентрации внимания пассажира, поэтому в ней не используются никакие яркие цветовые акценты. Основной упор идёт на организацию пространства и акцентирование внимания подсветкой.


20.



Переменная высота конструктива станции позволила в одном из вестибюлей (вестибюль Б, справа на эскизе) сделать дополнительное общественное пространство уже после турникетов, выходящее за пределы конструкции вестибюля. Такое решение позволило немного разнообразить пространство и сделать два вестибюля более отличимыми друг от друга.


21.



Центральную зону непосредственно на станции, на уровне платформы, визуально на себе держит два красных «контробъекта». При этом какого-либо декора в мелкой форме не предусмотрено, однако повышенное внимание было удеоено шрифтовой композиции.

22.



Станция состоит из трёх зон: более яркой и акцентированной центральной зоны и более спокойных торцевых зон, где происходит ожидание поезда.


23.



От автора: так как станция имеет достаточно простые формы, крупные элементы и ограниченную цветовую палитру, особое значение получает работа со светом.


24.



Архитекторы подошли к задаче освещения как с эстетической, так и с функциональной точки зрения. Например, была разработана карта освещённости станции.

Вопрос из зала 1: какая предполагается фактура отделочного материала в зонах, доступных для пассажиров и как будет решаться вопрос с возможным вандализмом?

Ответ: предполагаются панели из бетона с матовым покрытием. Никакие поверхности в зонах, доступных для прикосновения пассажиров, не останутся без дополнительной обработки. Либо это будет повышающая вандалостойкость пропитка в массе, либо это будет новая для московского метро технология покрытия жидким стеклом. Причём, по желанию можно получить как глянцевую, так и матовую поверхность.

Вопрос из зала 2: как будет решаться проблема протечек, ведь конструктивный бетон нельзя будет заштукатурить?

Ответ: вопрос пока остаётся открытым, потому что с одной стороны ничего протекать не должно, а с другой — всё равно протекает. Один из вариантов концепции предполагает установку более традиционного подвесного потолка, который скроет возможные протечки. На этапе дальнейшего проектирования будет принято окончательное решение по этому вопросу.


25.



Вопрос из зала 3: основным критерием при выбора проекта была именно его стоимость?

Ответ: критерии выбора того или иного проекта в качестве победителя выбирают всё же организаторы конкурса, а авторы проекта исходили прежде всего из интересного внешнего образа, новых решений, соответствия техническим нормам метрополитена и стоимости, которая была одинакова для всех конкурсантов. То есть все проекты содержат также и укрупнённые сметы. Впрочем, одной из идей этого проекта была попытка достичь максимального визуального эффекта минимальными средствами.

Презентация проекта победителя конкурса на дизайн станции «Терехово» (Парламентский центр)
Спикеры: Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, BuroMoscow

26.



Проект-победитель изначально готовился для станции Нижние Мнёвники, поэтому изначально у авторов был в качестве отправной точки будущий парламентский центр. Но идея строительства парламентского центра как-то сошла на нет, а сам проект станции «переехал» из Нижних Мнёвников в Терехово, благо типовая испанская конструкция позволяет это сделать без потерь.


27. Проекты-финалисты конкурса на дизайн станции «Терехово»



Помимо парламентского центра у авторов были ещё две основные идеи: это свет и, как и у предыдущего проекта, максимальный результат при минимальных затратах. При этом здесь ставка была сделана на создание каких-то аллюзий на классический Московский метрополитен.


28.



Самый активный элемент на станции — это залитый светом потолок, на нём сделан особый акцент, так как обычно самой запоминающейся частью станции является именно потолок или свод, в зависимости от конструкции.


29.



Вестибюли станции выполнены в виде строгих геометрических форм, при этом классическая красная буква «М» здесь была поднята на большую высоту, подвешена на тросах и играет роль своего рода парящего в воздухе маяка.


30.



Стены наземного павильона не сплошные, между непрозрачными пластинами сделаны вставки из стекла, что создаёт особую игру света в зависимости от времени суток.


31.



Рисунок потолка на уровне кассового зала имеет более крупные формы, более разреженный ритм, при этом рисунок потолка и круглых кассовых окон перекликаются между собой. При этом материалы пола, стен и потолка плавно переходят друг в друга, зрительно расширяя пространство.


32.



Основной материал, который применяется в отделке стен — это микроцемент.


33.



При общей достаточно монохромной палитре станции, в отделке отдельных элементов, например, кабинки дежурного у турникетов или сидений у скамеек используется светлый дуб, что должно навеять воспоминания о старых классических станциях московского метро.


34.



На платформе станции силуэты людей, которые должны были быть на стенах в Нижних Мнёвниках трансформировались в нанесённые светоотражающей краской мерцающие контуры силуэтов.


35.



В целом архитекторы постарались создать образ светлой, лёгкой, мерцающей станции, главными элементами которой станут сами пассажиры.

***

Что ж, небольшое путешествие в будущее подошло к концу, уже не терпится увидеть то, как эти проекты будут смотреться вживую. Спасибо АО «Мосинжпроект» и Центру Digital October за организацию этого замечательного мероприятия!



Posts from This Journal by “фоторепортажи” Tag


  • 1
Насчет "Нижних Мневников" до сих пор в шоке, потому что это не просто отстой, это, называя вещи своими именами, просто дерьмо, а не проект. Москва была бы куда более жестким, депрессивным и неприятным городом, не будь в ней всей этой подземной эстетики, уровень для которой очень высоко задали при Сталине. Эта станция - в худших традициях североамериканских подземок, тяжелая и неприятная, оттуда хочется сбежать. Возникает вопрос: а не будет ли уровень криминала и вандализма на и в окресностях такой бетонной станции статистически значимо выше, чем на хрущевской сороконожке с кафелем при прочих равных?

>а не будет ли уровень криминала и вандализма на и в окресностях такой бетонной станции статистически значимо выше
Про Достоевскую говорили, что там будут сплошные самоубийства. Ещё никто не самоубился.

Достоевская прекрасна. Это все-таки совсем другая история.

Метрофест 25 февраля. Часть вторая. Современные конкурс

Пользователь russos сослался на вашу запись в своей записи «Метрофест 25 февраля. Часть вторая. Современные конкурсы и проекты ст. Нижние Мнёвники и Терехово» в контексте: [...] в Метрофест 25 февраля. Часть вторая. Современные конкурсы и проекты ст. Нижние Мнёвники и Терехово [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account