я-2016

kventz

Журнал пишущего фотографа

Фотографии и мысли


Previous Entry Share Next Entry
я-2012
kventz

Поколение потребителей

Общество потребителей

«Советская система образования
воспитывала творцов. Наша же задача —
воспитать квалифицированных потребителей».

Приписывается
Министру образования РФ А. А. Фурсенко


Не секрет, что в прошлом году я снова пошёл учиться, на этот раз на PR. Так вышло, что второго высшего в моём университете на этой специальности не оказалось и я пошёл на вечернее отделение с только что закончившими школу первокурсниками. Поскольку программа у меня особая, то я хожу на занятия с разными группами и первого, и второго, реже третьего курса. Поэтому спустя почти год я у меня уже сложилось определённое мнение об этом поколении.

На первый взгляд они ничем не отличаются от более старших в их возрасте. Есть умные, начитанные и образованные, есть не очень. Есть трудолюбивые и старательные, есть ленивые. Все эмоциональные, многие с трудом могут связно сформулировать свои мысли. Все списывают. Всё, как всегда.

Но я подметил одну очень неприятную черту, которая носит буквально массовый характер.

Это определённая развязность и неуважительное отношение к преподавателю. Не обычное непризнание авторитетов, которым, как ветрянкой болеют по разу почти все и чем в более позднем возрасте, тем тяжелее. Нет, тут другое.

Сегодня считается нормальным на лекции разговаривать с соседом в голос даже после десяти замечаний преподавателя. Можно даже сесть на стул задом наперёд и общаться с соседом за следующим столом… Ага спиной к преподавателю. И очень удивиться, когда преподаватель почему-то делает замечание, причём считается нормальным и естественным огрызнуться в ответ и спокойно продолжить своё общение дальше. Или преподаватель вызывает к доске читать эссе. Потом анализирует, делает замечания, часто довольно резкие. Почти все, кто получал такие замечания, уходя через плечо огрызались и вставляли какие-то хамские реплики, причём громко, чтобы все слышали. И это не единичные случаи, в потоке было больше 100 студентов с двух курсов. То есть это новая норма поведения и отношения к преподавателю.

Всё пытался понять, с чем это связано. Все стали обычными невоспитанными хамами? Но это странно, ведь родители у них воспитывались в другое время и так или иначе всё же прививали своим детям какие-то основы норм поведения. Так бы думал я и раньше, если бы не произошедшие на прошлой неделе события, которые на первый взгляд никак не связаны с тем, что я написал выше.

В прошлое воскресенье мы с коллегами по администрации проекта «Наш транспорт» проводили «Метроориентирование» — игру на знание метрополитена, его истории и истории города. Придумали вопросы и маршруты, скинулись на половину призов и чтобы всё напечатать, уговорили метрополитен помочь со второй половиной — фотоальбомами, сувенирами и главным призом — экскурсией для победителей на один из объектов метрополитена. В целом, ничего не обычного, нам нравится это организовывать, и на игру всегда приходят люди, которые, судя по эмоциям, тоже получают удовольствие от происходящего. Правда, проводим мы игру довольно редко, прошлая московская была аж в 2013 году, зато это не становится рутиной и сохраняет определённую новизну.

Большинство участников приходит ради интереса, ради самой игры, а не ради призов, которые носят более-менее символический характер. Конечно бывали единичные случаи, когда человек интересовался, что он получит за участие и разочаровывался, что ни квартиры, ни машины ему не будет. Но это были разовые исключения. Игра интересна своим азартом, а призы — просто приятное дополнение к игре, хотя мы и стараемся сделать их весомее.

Но в этот раз кое что изменилось и это меня поначалу сильно удивило и даже расстроило. В этот раз никто не писал отзывы об игре и была только одна благодарность за организацию, предваряющая вопрос, когда будут выложены фотки. Впрочем, справедливости ради, эта благодарность выглядит абсолютно искренне и я очень признателен автору за неё.

Тем не менее, сообщения по итогам игры были. В основном вопросы: когда будут фотографии, когда будут опубликованы итоги и задания, когда состоится обещанная экскурсия и… какие объекты для проведения экскурсии предлагаются победителям на выбор. Признаюсь честно, последний вопрос меня нокаутировал на полчаса, не меньше, тем более, что я меньше всего ожидал такого вопроса именно от того участника, который его задал.

Что объединяет поведение студентов-первокурсников и реакцию на прошедшую игру? Кажется, я нашёл ответ: это проявление потребительского отношения. То, что так возмущало и возмущает старое поколение и что стало сегодня единственной нормой жизни, правильность которой оспаривается всё реже.

Студент — потребитель образовательных услуг (и это совершенно официальное определение), а преподаватель, стало быть, обслуживающий студента персонал. Если от продавцов, официантов или горничных требуется подчинение, вежливость и услужливость, то почему тоже самое не применить к преподавателю? Отсюда и резкая реакция студентов-потребителей на замечания преподавателя: да как смеет обслуживающий персонал повышать голос на клиента.

Тоже самое и с игрой. Она воспринимается как некая услуга, которой воспользовались участники. Поэтому совершенно естественно, что потребители хотят знать все параметры этой услуги, что она даёт, чем может быть им полезна и когда всё это будет предоставлено. Потребитель сдал пальто в химчистку и понятно, что он не будет полчаса рассыпаться в благодарностях за эту предоставленную ему возможность, а потом восторженно рассказывать везде о том, что ему удалось это сделать — это было бы странно.

Причём все эти потребители — не какие-то злобные монстры, а прекрасные, добрые, отзывчивые, щедрые, культурные и воспитанные в конце концов люди. Хорошие соседи, надёжные коллеги, преданные друзья. Просто уже привыкли относиться ко всему… потребительски. Похоже, что задача, поставленная в эпиграфе, успешно выполнена, и мы все живём уже в новом обществе. Мне от этого как-то неуютно. А Вам? Если не лениво — напишите в комментариях.


Posts from This Journal by “мысли” Tag


  • 1
Вот пока с этим как-то напрямую не сталкивался совсем, а уж отношение к преподавателю - удивительно. Для меня за гранью.. Получал вторую вышку - ребятам в группе было лет 25-28 (мне 30), наверное не такой еще большой разрыв.

Второе высшее я как раз весной получил. Группа была более возрастная, чем сейчас, самые младшие — студенты старших курсов, которые учились одновременно и на дневном, и на вечернем. Причём, все пошли на второе высшее добровольно и целенаправленно, большинство платили за себя сами и юридическое образование нужно было им для работы. Разумеется, тогда не было ничего похожего на то, что я наблюдаю сейчас, в группах возрастом 16-17 лет.

Есть такой фантастический рассказ у Маргарет Сент-Клэр, так и называется "Потребители". А у Бруно Беттельгейма книга "Просвященное сердце", кстати, до сих пор на русском полностью не издана, хотя другие его книги по психоанализу переведены и изданы полностью. В описании заключенных концлагеря он выделяет категорию, которую там называли "мусульмане". Эти люди были фактически "идеальными заключенными" - делали только то, что им говорят. Но они и ели только тогда, когда им хлеб вкладывали в руку. Если этого не сделать, "мусульманин" сам не возьмет и умрет с голоду. И в рассказе, и у Беттельгейма вывод один. Если создать такое общество, то им очень легко управлять и проблем у властителей не будет. Одна беда, такое общество нежизнеспособно. Это очень привлекательно на этапах становления и развития, а о конце стараются не думать. Это ведь будет потом, когда-нибудь, вот пусть тогда и решает тот, кому это выпадет. Зато посмотрите, как все замечательно сейчас!

Re: Потребители

А потом будет результат, как в эксперименте «Вселенная-25» или, думаете, человечество выживет?

А меньше взятки надо было брать за оценки на уровне нескольких поколений учителей всей страной.
Это поколение очень чётко разделяет преподавателей на учителей и людей, работающих по профессии "учитель".
Дети в этом плане объективнее: не наставник - иди в баню со своими замечаниями.
Для примера: у нас в школе астроном почему астрономию преподавал? Чтобы в армию не идти. На клубных дискотеках его и били.
А вот когда поставили классруком учительницу русского вместо прежней надоеды - от восторга визжали. Потому что настоящая была.
В радиокадемии почему химичке стёкла в квартире били? Жила на взятках внаглую. А вот метролога уважали до чёртиков и гордились им неимоверно:"Старый советский динозавр!" У него на занятиях пропусков практически не было, рассказывал очень интересно.
P.S. Мы с друзьями спорили на эту тему, услышал ещё один интересный довод: Гоголь когда читал книги, пользовался специальным напалечником - бережно перелистывать книги. Кто из нас так делает? Так что уместнее говорить об общей ступеньке лестницы, чем образованных старших и хамовитых младших.

Edited at 2015-05-28 06:53 am (UTC)

Re: задумчиво

>Это поколение очень чётко разделяет преподавателей на учителей и людей, работающих по профессии "учитель".
Примеры касались именно Учителей. Во всех смыслах и с большой буквы. Преподавателей-халтурщиков я не рассматориваю, там понятно, что преподавателю плевать на студентов, а студентам на преподавателя, и каждый на паре занят своими делами. Такое было и раньше, а вот с феноменом массового отношения к преподавателю как к обслуге я сталкиваюсь впервые.

Важно то, что ваша выборка совершенно нерепрезентативна. Творцов, создателей, интеллигентов, в общем не-потребителей, намного легче найти на занятиях на совершенно другого рода факультетах. Я бы не стал обобщать выводы на поколение в целом - это неверный посыл.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account